Оригинал доступен по ссылке crab.rutgers.edu

Тед Горцель

Ратгерс-Кэмден

Постоянные читатели Clio’s Psyche хорошо знакомы с историей детства Ральфа Надера благодаря работе Питера Хабенциуса и Обри Иммельмана «Детство отменяется: истоки нравственности Ральфа Надера» из мартовского выпуска 2001 года. Более подробная информация о детстве Надера доступна в нескольких опубликованных биографиях, в книге его матери «Все случилось на кухне: рецепты приготовления еды и мышления» (1991), а также в Интернете в статье Энни Бердсонг «Истоки детства Ральфа Надера» (http://squawk.ca/lbo-talk/0008/0394.html). Все они основываются на весьма ограниченном объеме информации, поскольку личной жизни Надер придает большое значение и не делится кучей историй из детства.

У Ральфа, родившегося в 1934 году у родителей, эмигрировавших из Ливана в Коннектикут, было две старших сестры и старший брат, с которым, как пишут, он был очень близок. Его родители были идеальны во многих отношениях: интересовались обществом, заботились о своем здоровье, ценили образование и гражданскую активность. Его отец, Натра, научил его мыслить самостоятельно и изо всех сил старался восхвалять людей, которые выступали на городских собраниях как инакомыслящие. Роза – его мать – рассказывала детям истории, изобилующие политкорректными героями и нравами. На перекус вместо шоколада она давала им сырой нут. Биограф Джастин Мартин («Надер: Поборник, Саботажник, Икона». Кембридж, Массачусетс: Persus, 2002, стр. 8) сообщает, что:

Всякий раз, когда дети семейства Надер приглашали кого-то на день рождения, Роуз исправно готовила идеальный торт: шоколадную глазурь, свечи, все дела. Но это было исключительно на показ. Прежде чем кто-либо мог откусить кусочек, она снимет всю глазурь, вопрошая: «Вы ведь на самом деле это не хотите, не так ли?»

Будучи ребенком, Ральф никогда не бунтовал против этого ханжеского воспитания. Став взрослым, он жил той жизнью, какой его родители хотели, чтобы он жил. Как он высказывается: «Я был воспитан так, чтобы стремиться к справедливости в качестве активного гражданина, а не политика, которого избрали. Не то, чтобы было что-то плохое в баллотировании на должность. Просто мои родители привили мне чувство социальной справедливости, не носившей партийного или политического характера» (Надер, «Приходя без приглашения», 2002, стр. 18). Он окончил юридический факультет Принстона и Гарварда, но сторонился обычной юридической карьеры. Вместо этого он посвятил себя путешествиям и журналистике, добиваясь лишь скромных успехов до тех пор, пока издатель, ведущий кампанию, не помог ему написать «Опасен на любой скорости» (1966) и «General Motors» по глупости не нанял частных детективов, чтобы следить за ним и попытаться заманить в противозаконные отношения сексуального характера. Последовавший за этим скандал превратил его в знаменитость и привел к выдающимся достижениям в области безопасности автомобилей и их удешевления. Надер создал движение в защиту прав потребителей в качестве движущей силы для социальных изменений.

Это достойное восхищения свершение и Ральф мог прожить остаток своей жизни как уважаемый государственный деятель в сфере движения потребителей и защитников окружающей среды. Вероятно, он мог бы даже немного остепениться, жениться и создать семью. Но Ральф не был человеком, почивающим на лаврах. Он ведет аскетический, безбрачный образ жизни, не имея времени на какие-либо излишества. Семь дней в неделю, 18 часов в день, он борется с могущественным демоном, который представляет угрозу для всех нас: Корпоративной Америкой. Он не против капитализма в виде малых предприятий, таких, как принадлежащий его отцу Highland Arms Diner в Коннектикуте; он против бизнеса, который становится крупным, успешным и наслаждается плодами своего предпринимательства.

С точки зрения психологии Надер – замечательный пример человека, принадлежащего к пуританскому компульсивному типу, описанному Теодором Миллоном и Роджером Дэвисом, «Расстройства личности в современной жизни» (2000). Он строгий, самодовольный, догматичный, ревностный, бескомпромиссный, негодующий и безапелляционный, с беспощадным и щепетильным чувством морали. Теоретики в сфере психоанализа, такие как Сандор Радо и Вильгельм Райх, считали, что «все люди, страдающие компульсивным расстройством испытывают глубокое чувство амбивалентности относительно послушания и неповиновения, которое они устраняют посредством сублимации, формирования реакции и смещения. Те, кто сублимирует этот конфликт, кажутся более нормальными; те, кто выказывает свою агрессию, кажутся более склонными к садизму; а те, кто болезненно реагирует на свой внутренний гнев, становятся самодовольными» (Миллон и Дэвис, «Расстройства личности», стр. 178).

Надер определенно попадает в категорию людей самодовольных. Конечно, в мире много чего можно критиковать, и, как отмечают Миллон и Дэвис, «окончательная оценка пуританской компульсивности часто зависит от того, с какой стороны забора вы окажетесь. То, что у одного человека проявляется как гений, у другого проявляется в качестве слабоумия». Но по мере взросления Ральфа Нaдера бессознательные истоки его поведения становятся все более и более очевидными.

Его кампании за безопасность автомобилей и оптимальный расход бензина имели смысл и принесли много пользы, но его риторика ясно указывает, что психологически он вел священную войну против «безответственной, небезопасной автомобильной промышленности, заботящейся о сверхмощности» (Надер, «Приходя без приглашения», стр. 8). Даже после победы в войне он отказал себе в плодах победы. У него никогда не было автомобиля, даже оснащенного воздушными подушками, защищенного от столкновения Volvo или экономной гибридной Toyota Prius.

Его утверждение, что безбрачие – это его удел, так как он просто слишком занят для семьи, неубедительно. В действительности он не является активным руководителем множества дел, на которые сам вдохновил, таких как исследовательские группы по вопросам общественных интересов в каждом штате. Нет никаких объективных причин полагать, что его дело непомерно пострадает, если он выделит немного времени на личную жизнь. Миллон и Дэвис утверждают, что большинство людей с пуританской компульсивностью «чувствуют постоянное давление иррациональных и отталкивающих агрессивных и сексуальных побуждений, а также ведут аскетический и строгий образ жизни, чтобы воспрепятствовать своим темным порывам и фантазиям» (Миллон и Дэвис, Расстройства личности, стр. 178), Надер хорошо подходит под этот паттерн, хотя он и не делился своими внутренними побуждениями и фантазиями.

Его настойчивость в баллотировании на пост президента дает основание полагать, что его психологические потребности сильнее, чем его желание достигать успеха в своем деле. Его ответ критикам, которые указывают на то, что в 2000 году его кандидатура способствовала избранию Джорджа Буша-младшего, и может опять привести к тому же самому в 2004 году, заключается в обращении внимания на провал Демократической партии в проведении всего спектра реформ, которые отстаивают «зеленые». С политической точки зрения человек с пуританской компульсивностью становится строгим перфекционистом, активистом, который отказывается от скромного успеха, поддерживая кандидата с реальным шансом на победу. «Приходя без приглашения»  – это книга Надера о кампании 2000 года. Его самый большой страх заключается в том, что он не устоит перед приглашением присоединиться к «вечеринке», тем самым потеряв мишень для своего гнева.

Детство Надера предполагает, что даже самые либеральные и доброжелательные родители могут чрезмерно подавлять и поучать. Ребенок, которому даже не позволено попробовать глазурь на своем праздничном торте, может вырасти в слишком аскетичного взрослого, который сам себя наказывает и, к сожалению, не способен наслаждаться маленькими или даже крупными победами, которые ему приносит жизнь. Более того, его бескомпромиссный подход заставляет его обескровливать свои цели, достижению которых он себя посвятил, и делает его фактическим союзником своих пожизненных оппонентов.

Тед Горцель, доктор философии, профессор социологии Ратгерского университета в Кэмдене, научный сотрудник Форума психоистории и преуспевающий автор. Среди его книг числятся: «Фернандо Энрике Кардозо: Переосмысление демократии в Бразилии» (1999), «Лайнус Полинг: Жизнь в науке и политике» (1995), а также «Перебежчики и настоящие сторонники: динамика политических убеждений и разочарований» (1992). В 2004 году он обновил и отредактировал книгу своих родителей 1962 года «Истоки высокого положения: Детство более 700 знаменитых мужчин и женщин». С профессором Горцелем можно связаться по электронной почте: <[email protected]>.